Успех бизнеса зависит от совокупности факторов, которые учитываются до или во время работы предприятия. Сначала вырабатывается стратегия развития, осуществляется мониторинг рынка, проводится тщательное изучение всех составляющих. Swot анализ – это оценка роста бизнеса, возможных препятствий, рисков, выявление конкурентных преимуществ. Во внимание берется экономическая и политическая ситуация в стране, спрос на интересующий продукт или услугу, конкурентоспособность.
SWOT – матрица планирования
Перед тем, как тщательно изучить swot анализ, что это такое, основные сферы применения, разберемся в определении самого термина. Впервые аббревиатура была озвучена в Гарварде в 1963 году профессором Кеннетом Эндрюсом. Понятие описывает стратегическое планирование любого бизнеса – фирма, компания, производственное предприятие, продажа товаров, оказание услуг. Это оценка успешности проекта до процесса активизации или в период работы. Состоит из таких характеристик:
- S – strengths. Сильные стороны, ключевые плюсы, выгодно отличающие организацию от конкурентов. Уникальность предложений, уверенное присутствие на рынке;
- W – weaknesses. Недочеты, слабые стороны, тормозящие развитие, рост, уменьшающие прибыль;
- O – opportunities. Реальные возможности, которые фирма может использовать для устранения недочетов. Обучение сотрудников, совершенствование продукции, реорганизация и т.д.;
- T – treats. Внешние угрозы, на которые сложно повлиять администрации предприятия. Подобные трудности требуют креативного подхода.
Первые три фактора Swot относятся к внутренним составляющим. Руководство предприятия может напрямую на них влиять, получая соответствующий результат. Последний можно только попробовать нейтрализовать, обойти стороны или уменьшить возможные потери.
Примером могут служить разнообразные форс-мажорные обстоятельства – природные катаклизмы, принятие «невыгодных» законов, карантинные ограничения, политическая ситуация, военное положение в стране, демографический фактор, нестабильность курса валюты и другое.
Сферы применения Swot-анализа
Swot – это инструмент стратегического планирования, который не содержит конкретной информации для принятий управленческих решений. Но метод задает вектор, посредством которого компания сможет оценить свои перспективы. Технология подходит для оценки практически любого проекта:
- коммерческая организация;
- анализ работы государственных и некоммерческих объектов;
- управленческая деятельность регионами, городами;
- рассмотрение сферы образования и науки;
- исследование личности.
Фактически построение корректной Swot таблицы позволит произвести комплексный анализ будущего или существующего предприятия. Полученные результаты можно применить для построения успешного бизнеса. Маркетинговые исследования помогут сформировать новую стратегию.
Проведение Swot-анализа
Что такое свот анализ – мы уже определили. Как он выполняется:
- выявление целей компании. Повышение прибыли, увеличение рынка спроса, выход на мировой рынок и т.д. Чем конкретнее поставить задачи, тем эффективнее будет результат;
- матрица должна заполняться согласно последовательным шагам – сильные, слабые стороны, возможности, риски;
- чтобы создать максимально объективное суждение, исследование должен проводить не один специалист. Доверить процесс лучше маркетинговому отделу, где будут профессионалы в разных областях;
- таблица swot анализа должна включать факторы, подтвержденные конкретными цифрами. Пример – сильная сторона компании представлена широкой сетью сбыта. Сведения содержат число точек по всей стране с привязкой прибыльности в порядке убывания. Слабая сторона – недостаток квалификации сотрудников. Необходимо точно указать количество персонала, которое нуждается в обучении;
- для корректной оценки ситуации использовать внешние источники. Провести опросы потребителей, создать фокус-группы, интервью с покупателями для определения недочетов. Главная цель – выяснить, почему люди выбирают не ваш продукт или услуги, а у конкурентов;
- фокусировка на конкретном направлении бизнеса.
Разбираясь, что такое swot анализ, многие организации акцентируют внимание на незначительных факторах. Чтобы инструмент работал, важно выделить наиболее значимые преимущества и угрозы. Так станет понятно, какие активы следует развивать, а какие риски учитывать.
Пример. Инжиниринговая компания, работающая в сфере кондиционирования, вентиляции, безопасности и телевизионных коммуникаций. После проведенного разбора выявлены не перспективные направления, по которым продолжительное время нет заказов, звонки поступают крайне редко. Прибыльность низкая, только за счет постоянных клиентов. Принято решение сконцентрироваться на развитии растущих сфер. Остальную деятельность прекратить в выделенный промежуток времени.
Оставить только техподдержку для заказчиков, которым ранее было продано оборудование и периодически может понадобиться помощь. Это наглядный образец того, что такое swot, с помощью которого фирма благополучно пережила кризис и увеличила свои продажи.
Плюсы и минусы анализа
Любой метод, продукт, услуга имеет преимущества и недостатки. Обсуждаемая стратегия позволяет точно заполнить матрицу, провести свот анализ, что это означает, описано выше. Информация для оценки содержится внутри компании, ее нужно только классифицировать. Нет необходимости привлекать специалистов извне, а значит, тратить ресурсы. Прием позволяет проработать каждый фактор в отдельности, выявить реальные достижения, внешние угрозы, разработать показания по их устранению.
К минусам технологии можно отнести отсутствие четких числовых показателей. Инструмент представляет собой структурированную информацию. При перемене ситуации на рынке, в стране, самой фирме, следует вносить корректировки.