История успеха Чичваркина – от продажи трусов до создания крупной торговой сети

Евгений Чичваркин – эпатажный бизнесмен, основатель Евросети, один из наиболее ярких представителей российского бизнеса. Человек, которые в отличие от многих олигархов нашей страны, добился успеха собственными усилиями.

Чичваркин Евгений

Чичваркин Евгений – биография известного российского предпринимателя

Дата рождения – 1974 год. Место – город Санкт-Петербург. Отец Евгения был летчиком гражданских авиарейсов, а мать работала инженером-экономистом в одном из министерств.

Первые шаги в предпринимательстве Чичваркин сделал еще в школьные годы, когда в старших классах перепродавал по рублю купленные по 70 копеек сигареты. Также он занимался грампластинками и лаком для ногтей. Но прибыли такая деятельность практически не приносила. Тогда он переориентировался на комиссионные магазины. Евгений мог, например, купить спортивный костюм за 50 рублей в одном комиссионном, а затем продать его за 400 в другом.

Студенчество – время зарабатывать

После школы Чичваркин поступил в Государственную академию управления. Особых раздумий о том, куда ему идти учиться он предпринимал. Просто выбрал тот же ВУЗ, в котором учились его родители и куда он ходил на подготовительные курсы.

В студенческие годы Чичваркин активно торгует на вещевом рынке в Лужниках. Пришел он к этому благодаря тому, что случайно встретил одного из своих бывших одноклассников, который торговал мужскими трусами. Евгений просто последовал его примеру, что и сыграло решающую роль в том, как сложилась биография Чичваркина. Правда, он расширил ассортимент за счет бритв, «Сникерсов», заколок, джинсов, сапогов, спортивных костюмов и женских колготок.

При этом Евгений умудрялся продавать товар дороже, чем другие продавцы на рынке. Он старался показать товар в лучшем виде (например, выглаживал одежду, хотя другие этого не делали). В то время Чичваркин просыпался в 5 часов утра, садился на поезд, затем за пару часов распродавал свой товар в Лужниках и ехал на учебу в университет. Так продолжалось до 1994 года, когда на рынке сменились хозяева, и из-за повышенной стоимости торгового места работать там стало невыгодно.

Следующим бизнесом Чичваркина стал пункт проката видеокассет. Этим делом Евгений занимался недолго, так как рентабельность оставляла желать лучшего.

После неудачи с пунктом проката Чичваркин снова возвращается к торговле. Однако теперь он старается использовать труд других людей, а именно – однокурсников. Работа была организована по довольно незамысловатой схеме: Евгений покупал товары по невысокой цене в одном месте, а затем его «сотрудники» перепродавали эти товары дороже в других местах.

Торговля шла хорошо, но после окончания университета Чичваркин женился и уехал с женой в свадебное путешествие. Но пока его не было, его место на рынке было занято другими людьми. В итоге, Евгений остался не у дел, а зарабатывать на жизнь молодой семье было необходимо. К счастью, его пригласил к себе на работу давний друг Тимур Артемьев. Тимур и его партнер открыли магазин, торгующий сотовыми телефонами. Однако продаж было немного, поэтому бизнесменам и понадобилась помощь успешного продажника Чичваркина.

Новый бизнес – Евросеть

Поначалу Евгений планировал поработать в этом магазине лишь в течение лета, а осенью он собирался вернуться на рынок, чтобы продолжить торговлю. Но у Тимура и его партнера возникли разногласия по работе магазина. Тогда Артемьев решил открыть новую фирму вместе с Чичваркиным. Она была зарегистрирована 2 апреля 1997 года и получила название «Евросеть». Обязанности в созданной компании были распределены следующим образом: Тимур занимался финансовыми вопросами, а Евгений отвечал за продажи.

Торговлю только что созданная «Евросеть» начала не из магазина, а из офиса, куда покупатели приходили по объявлению, опубликованному в газете. Когда партнеры поняли, что дело приносит прибыль, они открыли свою первую точку продаж в магазине «Электроника».

В 90-е годы было открыто еще несколько точек продаж. Рост сети замедлился из-за кризиса 98-го года. В это время компания сосредоточилась на улучшении дел в уже существующих магазинах. Но кризис же, в итоге, и помог продавцам мобильников в дальнейшем.

Кризис помог компании разрастись

Дело в том, что разговоры по сотовым телефонам тогда тарифицировались в долларах. Из-за резкого роста курса спрос на эти услуги сократился, что привело к росту убытков у сотовых операторов. Им срочно понадобилось менять свою ценовую политику. В частности, МТС и Билайн вдвое снизили стоимость минуты разговора, а в 1999 году все входящие вызовы внутри этих сетей стали бесплатными. Затем стоимость этих услуг снижалась еще несколько раз, а также была введена посекундная тарификация разговоров.

Эти меры оказались действенными и привели к повальному увеличению числа абонентов у сотовых операторов. Но также это способствовало и резкому повышению спроса на мобильники. Что и оказало положительное влияние на развитие компании «Евросеть».

Чичваркин решил воспользоваться ситуацией по полной. Он отправился за границу – в Тайвань – чтобы выйти на прямых поставщиков аксессуаров для телефонов. До этого он закупал аксессуары в России, пока однажды не увидел контакты тайваньской компании на коробке, валяющейся в туалете.

Борьба с конкурентами

Но к этому времени на рынке появились и другие компании, с которыми «Евросети» приходилось конкурировать. Для того чтобы «победить» в этой борьбе, Чичваркин решил начать ценовую войну. Наценка на телефоны и аксессуары была снижена в четыре раза (с 20% до 5%). Также была запущена всем известная рекламная компания со слоганом «Евросеть – цены просто о##еть!». Подход, сочетающий снижение цен и шокирующую рекламу, сработал. Были открыты новые магазины (их число увеличилось с 11 до 27), продажи резко возросли, сеть стала лидером рынка.

Разумеется, такой успех вызывал негативные эмоции у многих конкурентов «Евросети». Некоторые из них не побрезговали воспользоваться «черными» методами конкурентной борьбы, что выражалось в «натравливании» на мобильного ритейлера госслжб разных мастей, которые неоднократно закрывали склады компании. Кроме этого, Чичваркину начали поступать угрозы, из-за чего он был вынужден нанять личную охрану.

Но Евгений не сдался, а наоборот, усилил борьбу. Он стал открывать рядом с магазинами недобросовестных конкурентов свои магазины и занижал в них цены так, что все покупатели в округе шли только в «Евросеть». В результате, после нескольких месяцев такой борьбы конкуренты были вынуждены закрываться и уходить с рынка.

Знаковые события в истории «Евросети» произошли в 2002 году. Тогда Чичваркину удалось подписать прямой договор на поставку телефонов с Samsung и Motorolla. Ранее телефоны этих компаний закупались через посредников. Также 2002-й примечателен тем, что в этот год на рынке появляется новый бренд – «Связной», который в дальнейшем составил серьезнейшую конкуренцию «Евросети».

Евросеть и Петербург

В это же время Евгений стремится выйти, наконец-то, и на петербургский рынок. Но в Петербурге местные игроки ему не рады и совместными усилиями препятствуют началу его работы в городе на Неве. Но и из этой ситуации Чичваркин нашел выход. Он договорился с городской администрацией о том, что будет финансировать реставрацию вокзалов в городе, а взамен получит возможность открыть в них свои магазины на эксклюзивных условиях. Разумеется, столь выгодное положение точек продаж способствовало не только получению хорошей прибыли, но и продвижению бренда на новом региональном рынке.

Дальнейший рост компании привел к ряду проблем

В 2003 году продолжается рост числа магазинов «Евросети». Их количество возросло с 186 до 328. Столь стремительные темпы распространения сети в регионы впоследствии обернулись для компании серьезными трудностями. Открытие новых магазинов финансировалось за счет доход от продаж в Москве и Петербурге. Но доля «Евросети» на этих рынках уменьшилась из-за активных действий «Связного», а значит, снизились и прибыли. Это привело к проблемам с возвратом кредитов и новыми закупками телефонов.

Масла в огонь подливали и региональные филиалы. Они не приносили денег. Для решения этой проблемы Чичваркин лично приезжал в те магазины, где дела шли хуже всего, и решал имеющиеся там проблемы. Активное участие руководителя компании в антикризисных действиях позволило «Евросети» справиться с неприятностями и снова обогнать конкурентов.

Евросеть в 2000-х годах

В 2004 году в стране работало 1117 магазинов, а оборот компании достиг 970 миллионов долларов.

В 2005 году количество салонов равнялось 3111. При этом 257 из них работали за границей. Оборот «Евросети» составил 2,6 миллиарда долларов. Во многом такие успехи объясняются поглощением компанией более мелких сетей конкурентов («Бастион», «Ультра», «Мобильный мир» и т.д.).

Но 2005-й принес и немало проблем как «Евросети», так и всей отрасли в целом. В этот год на таможне несколько раз задерживались и конфисковывались крупные партии мобильных телефонов на миллионы долларов. Это привело к кризису на данном рынке. Цены на мобильники поднялись. А импортеры опасались ввозить в страну новые партии товара. «Евросеть» на тот момент была самой крупной компанией этого сегмента, поэтому она и пострадала в большей степени.

Чем закончилась история Чичваркина

В дальнейшем успешная и прибыльная компания и ее руководство столкнулась с рядом нерыночных проблем. Мы можем лишь догадываться, как события развивались на самом деле, но в настоящее время известны следующие факты из этого периода истории Чичваркина и Евросети. В 2006 году телефоны компании снова были изъяты таможней. Однако затем большая часть из них была возвращена «Евросети». В 2008 году в офисе компании был произведен обыск.  В ноябре этого же года Чичваркин оставил пост председателя совета директоров, а в декабре улетел в Лондон. В январе 2009 в отношении него было возбуждено уголовное дело. Он обвинялся в похищении человека (бывшего сотрудника, который подозревался в краже). В марте Чичваркина объявили в международный розыск, а в январе 2011 это уголовное дело было закрыто.

В интервью «Коммерсанту» Чичваркин утверждал, что интерес российских правоохранительных органов в отношении него вызван исключительно затем, чтобы вынудить его продать компанию.

В Англии Чичваркин решил заняться новым делом. На этот раз его заинтересовал винный бизнес. В марте 2012 вместе со старым партнером Тимуром Артемьевым они создали компанию, которую назвали «Hedonism drinks».

Компания «Евросеть», основанная Чичваркиным, после его ухода поменяла нескольких собственников и осталась на рынке как один из сильнейших игроков.


Интервью Чичваркина с Юрием Дудем (вДудь), первая и вторая части, смотрите здесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку Отправить комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Этот сайт защищен от спама при помощи WP-SpamFree.