Владимир Довгань – один из наиболее ярких предпринимателей 90-х годов, первооткрыватель франчайзинга в России, человек-бренд, миллионер и телеведущий собственного шоу, который добился всего сам и испытал на себе как радость огромных прибылей, так и горе многомиллионных долгов.
Биография Владимира Довганя
Дата рождения – 30 июля 1964 года, место – небольшой поселок в Амурской области. В 6 лет его новым местом жительства стал город Тольятти. Семья Довганя не была богатой: его отец работа на железной дороге, а мать была обычной служащей. Зарабатываемых денег почти ни на что не хватало, кроме необходимых вещей и продуктов. Маленький Володя старался помочь родителям хоть чем-то и выполнял работу по дому.
Родители тоже поддерживали сына, как могли. Ему нелегко приходилось в школе, он плохо усваивал материал, а учительница по математике даже называла его идиотом. Лишь осознание того, что родители всегда на его стороне, помогло Довганю справиться со школьными проблемами. Но в школе было не только плохое, но и хорошее. Однажды ее посетил тренер по гребле и пригласил желающих на тренировку. Владимира заинтересовало это предложение.
В дальнейшем он даже решил сделать спорт делом своей жизни. И это решение было воплощено в жизнь. В 16 лет он стал мастером спорта СССР и его приняли в сборную страны, а после школы он был включен в экспериментальную группу олимпийского резерва. К сожалению, на этом этапе с ним приключилось несчастье – он заболел гипертонией, из-за чего был вынужден окончить путь к спортивным вершинам.
Горы лекарств и постоянные медицинские процедуры выматывали 17-ти летнего парня. И чтобы как-то отвлечься от этих проблем, он решил поступить в Тольяттинский политехнический институт.
Учеба занимала большую часть его времени. В то время он жил в достаточно жестком режиме, но все же не бросил спорт. Из-за службы в армии обучение в институте пришлось отложить на два года, но вернувшись оттуда, Довгань не только продолжил получение высшего образования, но еще стал тренировать несколько групп в детской спортивной школе.
Также в студенческие годы Довгань успел поработать строителем, рабочим и мастером на производстве. В это же время он женился и стал отцом дочери, хотя продолжал жить все еще в доме родителей. Такое положение вещей Владимира не устраивало, и он понимал, что работа на заводе не принесет ему желанных плодов. Это подтолкнуло его к созданию клуба восточных единоборств, который впоследствии получил огромную популярность.
Первый бизнес – оборудование по производству чипсов
В 1990 году Довгань побывал в Москве. И во время одной из прогулок они вместе с другом купили чипсы к пиву. Владимира заинтересовал этот продукт, и он захотел создать оборудование для изготовления чипсов, которое в дальнейшем планировал продавать мелким предпринимателям. Идея казалась Довганю очень перспективной, ведь в то время на весь Советский Союз было всего два предприятия, выпускающие этот продукт.
Довгань работал на протяжении многих месяцев, но эта работа не давала результатов. Окружающие смеялись над ним и советовали пойти на завод. Но начинающий предприниматель не сдался, и в итоге все-таки добился своего. Он сумел разработать аппарат по приготовлению чипсов, на который быстро возник огромный спрос, благодаря чему Довгань впервые получил многомиллионную долларовую прибыль.
Первооткрыватель российского франчайзинга
Довгань не хотел останавливаться на достигнутом. Он хотел создать более крупную компанию. И по аналогии с оборудованием для изготовления чипсов он решил начать выпуск аппаратов по приготовлению пиццы. Владимир начал реализовывать проект, но поездка в Америку изменила его планы. За границей он узнал о франчайзинге и стал его изучать, перечитал множество книг и работ, а в 1992 году даже защитил научную работу по этой теме, став кандидатом экономических наук.
Позднее он вернулся и к пицце, стараясь внедрить и идеи франчайзинга. Он основал компанию «Дока», которая специализировалась на выпуске компактных пиццерий и хлебопекарен. Всего за несколько лет под этим брендом открылось около двух с половиной тысяч хлебопекарен, пиццерий и цехов по изготовлению чипсов. Дела шли очень хорошо, даже начались переговоры с иностранными заказчиками, но неожиданно наступил кризис. Резко подорожала нержавеющая сталь (в целых 15 раз!), кредиты подорожали до 230-240% годовых. В итоге, компания обанкротилась, а Довгань остался должен 750 тысяч долларов.
Довгань – человек-бренд
Но «Доку» развалил не только кризис, но и многочисленные фирмы-конкуренты, которые не стеснялись выпускать под этим названием продукцию гораздо более низкого качества, из-за чего снижалось доверие к марке. В то же время именно эта проблема стала изюминкой следующего бизнеса Довганя – он решил выпускать качественную водку с защитой от подделки. Более того, предприниматель не побоялся назвать новый алкогольный напиток своим именем (а точнее – фамилией), давая потребителям понять, что он отвечает за свой продукт личной репутацией, а не прячется за очередное название.
В то время найти качественную водку в российских магазинах было проблематично. Десятки тысяч человек ежегодно травились фальсифицированным алкоголем и умирали. В такой среде инициатива Довганя пришлась как нельзя кстати. Он изучал технологию изготовления и дистрибуции крепкого алкоголя в течение двух недель, после чего начал выпуск водки по собственному рецепту. А уже через год он снова разбогател и стал долларовым миллионером.
Водка «Довгань» составила хорошую конкуренцию сильным игрокам алкогольного рынка, благодаря чему качество данной продукции в стране стало повышаться. Даже количество смертей, вызванных отравлениями от алкоголя, резко сократилось.
Бренд пользовался популярностью. И под этим же именем были выпущены и другие продукты питания: сигареты, шоколад, крупы, каши и многое другое. Кроме этого, по инициативе Довганя были переведены на русский язык многочисленные бестселлеры по экономике, рекламе, торговле, управлению, франчайзингу, ранее выпускавшиеся только за границей.
Добиться успеха компания Довганя смогла благодаря следующим факторам. Во-первых, она представляла качественный российский товар в лучшем свете благодаря новой красивой упаковке. Во-вторых, торговая марка постоянно рекламировалась в Довгань-шоу каждую неделю. В-третьих, потребителям гарантировалось качество продукции – каждый товар имел паспорт качества, который использовался в качестве лотерейного билета.
Дела шли отлично. Были открыты офисы в Германии, Англии, Франции, Голландии, Бельгии и прочих странах. Но в 1998 году случился новый кризис, который привел к новому банкротству компании, и Довгань снова остался ни с чем, кроме долгов – он был должен 20 миллионов долларов.
Новое дело Довганя – Edelstar
В дальнейшем Владимир Довгань решил заняться созданием еще более крупной компании – Edelstar. Сначала была организована «Служба Владимира Довганя». Эта организация в дальнейшем была переименована и названа просто именем основателя. Работа в ней была необходима для тестирования бизнес-процессов, которые планируется применять в Edelstar.
В настоящее время Довгань занимается сетевым маркетингом. Его компания предлагает покупателям БАДы, косметику, бижутерию, посуду и прочие товары.