Как применяется чарджбэк по банковской карте

Процедура чарджбэка (chargeback) – это возврат средств, списанных с карты клиента продавцом. Если человек отправил деньги ошибочно или мошенникам, предполагая, что за это получит товар или услугу, и хочет вернуть платеж – chargeback не работает. Для применения процедуры необходимо выполнение ряда условий.

Чарджбэк — когда применяется

Что такое чарджбэк, где и как он применяется? На всех этапах возврата средств задействованы следующие участники:

  • банк держателя карты;
  • банк продавца;
  • платежная система, осуществляющая перевод.

Если покупатель честно оплатил товар, а продавец не предоставил оплаченного заказа, и есть доказательства, то можно инициировать досудебную процедуру чарджбэка. Воспользоваться ею доступно при условиях:

  • оплата осуществлялась картами международных платежных систем;
  • продавец — юридическое лицо;
  • со дня транзакции прошло не более 540 дней.

Для оформления чарджбэка требуется доказать, что на это существуют веские причины, такие, как:

  • оплаченный товар не получен или доставлен не в полном объеме, аналогично – с услугами, которые не оказаны;
  • с карты сняли сумму, превышающую заявленную стоимость заказа;
  • технический сбой, в результате которого деньги ушли, а товар остался неоплаченным;
  • полученные товары не соответствуют заявленным характеристикам;
  • перевозчиком не предоставлена документация на груз;
  • с карты регулярно списываются деньги без совершения покупок;
  • за одну покупку сумма снята с карты дважды;
  • перевод денег выполнен, а владелец утверждает, что операция произошла без его согласия;
  • банк сделал перевод средств без уведомления владельца.

Ситуации могут быть разными, в банке предварительно нужно уточнить – возможно ли запустить систему чарджбэка в каждом конкретном случае.

Как осуществить процедуру чарджбэка

Чтобы понять, что такое чарджбэк, когда можно воспользоваться полезной опцией, необходимо разобраться в общей схеме.

При ситуации, требующей возврата денег, уплаченных с карты покупателя, он обращается в свой банк. При этом приводит весомые аргументы в свою пользу. Банк делает оценку и, если считает возможным, начинает процедуру чарджбэка – направляет претензию держателя карты в банк лица, получившего средства. Если все подтвердится, то средства будут списаны со счета продавца, возвращены банковскому учреждению покупателя, которое, в свою очередь, начисляет возврат заявителю.

Конкретные сроки, условия проводимых операций устанавливаются банками. Если возможность опротестования операции по банковской карте есть, то нужно приготовиться к прохождению всей процедуры чарджбэка в несколько этапов:

  1. Первый шаг – попытка договориться с организацией на возврат денег. Есть вероятность, что продавец признает претензию правомочной и незамедлительно сделает возврат средств. Оформляя запрос, следует позаботиться о том, чтобы электронная переписка была сохранена. Если нет возможности писать на электронную почту или договориться в чате – отправьте письмо с уведомлением. Необходимо, чтобы были доказательства того, что попытка решить все между собой была. Если ответа нет – посылайте уведомление еще раз. Нужно дать время на ответ (к примеру, неделю для электронной переписки, месяц – для ответа через почту). При отсутствии ответа или получении отказа на возврат – можно переходить к следующему шагу.
  2. Оформление заявления в банке. У разных платежных систем сроки для подачи документов на чарджбэк по банковской карте могут отличаться. Когда была предварительная оплата (к примеру, за билеты на спектакль, который планировался в декабре, проплачены в июле, а мероприятие отменено) на опротестование дается 540 дней. В каждом случае сроки в определенном банке следует уточнять. Необходимо заполнить форму заявления, предложенную банком, лично или в электронном виде. Обязательно следует приложить все подтверждающие документы, включая доказательства того, что была попытка решить все мирным путем.
  3. Теперь нужно дождаться решения банка. На ответ по закону дается 30 суток — если события происходили в своей стране, или 60 – когда оплата ушла за границу. При положительном ответе документы передаются в платежную систему, затем в банк продавца. Отказ возможен, если претензии не отвечают всем условиям системы чарджбэка, или прошли сроки подачи заявления. Возможно, нужно будет предоставить дополнительные сведения.
  4. Получение денег или повторное оспаривание. Если процедура запущена – платежная система направляет пакет документов банку продавца, где проводится самостоятельное расследование. Если будет сделан вывод, что деньги списаны незаконно – будет сделан возврат суммы. В случае отказа — можно его опротестовать.

Если снова приходит отказ – остается обратиться в суд.